MENU
Главная » Статьи » Интервью со звездами

"В МОЛОДОСТИ НАДО ЖИТЬ, ГРЕШИТЬ, А В СТАРОСТИ - КАЯТЬСЯ"
Устроившись в белых кожаных креслах фойе гостиницы "Словакия" г. Саратова, мы беседовали с Александром Потаповым о прошлом и настоящем Малого театра, о великих актерах и режиссерах, с которыми довелось ему работать, о сложности профессии и, конечно же, о нем самом.
С присущим большому актеру вдохновением и впечатлительностью, Александр Сергеевич, словно продолжая играть даже вне стен зрительного зала, говорил не односложно, строя из ответа целую пьесу. Это был некий театр одного актера. Мимика и жесты делали его похожим то на одного героя, то на другого. Но самое большое сходство у народного артиста с генеральным секретарем ЦК КПСС Никитой Сергеевичем Хрущевым, на роль которого приглашен Александр Потапов. Скоро фильм увидит вся страна и нам приятно, что мы первыми узнали некоторые нюансы от человека, приблизившего нас к истории тех лет
 
- Александр Сергеевич, Вы родились 14 июня 1941 года. То есть, через неделю - война. И что с Вами было дальше?

-Мама рассказывала, что была эвакуация в Уфу. Я помню дом, где мы жили до 43-го года. Приехал с войны папа, сильно раненый, и забрал нас в Москву. Он был очень умный и понял, что надо жить в Москве. И во время войны добился того, чтобы мы вернулись домой. С тех пор я там живу.
А потом я поступил в Суворовское училище  и учился восемь лет в Питере. В этот период начал заниматься плаванием, стал мастером спорта. И поступить в Военно-воздушную академию им. Жуковского не составляло труда. Я поступил и закончил два курса. А потом устал от армии.
Кроме того, стало интересно - кто такой Гамлет? Поэтому пошел в театральное училище. Отец мой, профессиональный военный, выгнал меня из дома. Я жил два года в общежитии театра. Отец тогда сказал: "Я серьезным делом занимался всю жизнь, пытался занять какое-то место, чтобы тебе и твоему брату помочь". Но брат у меня стал врачом, чем тоже очень разочаровал отца. Он мечтал, что я стану военным атташе или космонавтом. Потому что, когда я учился, в академии образовался отряд космонавтов и я мог туда попасть. Я Юрия Алексеевича Гагарина видел, как Вас сейчас. Он был постарше меня. Я и потом с ним встречался, у меня есть два его автографа.



- Не жалеете сейчас, что не стали космонавтом?

-Не жалею. Зато отыгрался в кино в молодости. У меня была масса возможностей в кино, снялся в 80-то фильмах, много главных ролей. Много играл военных. А потом решил сняться в Соединенных Штатах Америки. Я один из первых, кто поехал туда из Советского Союза, и снимался  в полнометражном американском фильме "Пленники Земли", режиссера Джона Берри. Тогда, в 89-м году поехать в Америку на главную роль - это было круто. Но, видно я испугался - очень мне было сложно там: учить роль на русском, потом переводить на английский, а у меня плохо с языками всю жизнь было. Я ощущал, что скоро стану очень знаменитым, но надорвался.
Меня разбил инфаркт. Я тогда понял, что наша жизнь - вещь хрупкая, ее надо беречь. И бросил все. Лет пять ничем вообще не занимался, играл немножко в театре, не напрягаясь абсолютно. Прошел курс реабилитации - у меня был очень тяжелый инфаркт, причем "на ровном месте", я ведь человек абсолютно здоровый. Чтобы сниматься в американском фильме, надо пройти такое обследование! Там не снимают незастрахованных людей. Если есть хоть малейшая опасность, там работать не будешь. Там мощный профсоюз. И лишь случай выбил меня из колеи. Ну, и слава Богу! Я понял, что надо быть поспокойнее. Мне уже 66 лет, и я все еще играю в театре. А впереди - новая волна съемок.

- Вы сказали на пресс-конференции, что у Вас все только начинается. О чем это?


-Очень хороший, известный режиссер Саша Прошкин пригласил меня на роль Никиты Сергеевича Хрущева. Оказывается, нет сейчас зрелого, опытного актера, похожего на него. Я пока один, кто может играть Хрущева. Не знаю: хорошо это или плохо. Я отлично знал сына его, Сергея, долго общался с ним, когда снимался в "Серых волках".

- То есть роль Хрущева - Ваша на полном основании?

-На полном основании. Жаль, что не роль Сталина (смеется).

- Вы любите читать русскую классику, мемуары. А сами будете писать книгу, ведь знали многих именитых людей, есть о чем поведать народу.

-Ко мне уже несколько раз обращались с этим, и были деньги и предложения. Но я, видимо, до этого еще не дозрел. Недавно зашел в магазин - сколько мемуаров, сколько книг, которые никто не читает. А главное - возьмешь книгу, а там наполовину вранье. Пишут, кому не лень. Это просто неприлично.
Я давно над этим задумывался. Ведь снимался у великих режиссеров: у Райзмана, у Юткевича, у Барнета. Учился два года на режиссерском факультете ВГИКа у Бориса Андреевича Бабочкина. Есть о чем рассказать. И надо отстаивать свое национальное искусство.

- Пока же Вы своим студентам объясняете смысл профессии актера и указываете путь к ее совершенству?

-Я преподаю в театральном училище и объясняю студентам - кто "бежит" на длинную дистанцию, кто в жизни чего-то хочет - он добивается. Кто хочет стать классным артистом - он им станет. Надо учиться каждый день и иметь круг общения: каждый актер дает очень много. Постепенно происходит качественное накопление. Была статья в "Московском комсомольце", где я сказал, что могу сыграть любую роль. Это действительно так: в таком качестве, когда ты профессионал, ты можешь делать все, что угодно. Что-то лучше, что-то  - нет. Но делать прилично можешь уже все.
Другое дело, что уже нет ни здоровья, ни охоты особой.

- Неправильно жизнь устроена. Когда накоплен опыт, мудрость и мастерство - его тебе уже и не нужно.

-Правильно. Надо в молодости жить и грешить, а в старости каяться. Это абсолютно так. В старости нужно разбираться в пройденном, и обязательно кому-то это отдать. Борис Андреевич Бабочкин однажды сказал: "Вот посмотрите - идет черная дыра русского национального искусства". Был великий актер, народный артист СССР Михаил Жаров. Он очень талантливый человек. Он так много взял от педагогов, так много сам смог что-то сделать, но стольких оттолкнул локтями. Никому ничего не отдал. После него останется "черная дыра". Он ничему не научил других, которые пришли после него.   Ведь посмотрите, какое количество людей "ушибленных" западными медиа, тащут в искусство все ненужное.
Я потрясен режиссером Серебрянниковым во МХАТе. Явно талантливый человек, но совершенно невежественный в театральной культуре.
Или взять наш филиал. Там Петр Фоменко - классный режиссер и прекрасный человек, я его очень уважаю. Но даже на его спектакле: я прихожу и вижу - на нем тусовка прекрасная. Все говорят: вон там сидит Ястржембский, там еще кто-то. Они сидят акт, а потом уходят. А билеты стоят 5 - 6 тысяч.
А театр "Современник"?! Туда сейчас  возят людей из области на автобусах! Как меняется жизнь!
В Москве, конечно, много богатых людей и они заплатят деньги за любое зрелище, за диво, за принцип "чем будем удивлять?” Да чем угодно. Но это все не стоит денег.

- Вы, кажется, любите путешествовать? Куда нравится ездить?

-Когда-то любил за границей бывать. Куда можно было в Советском Союзе ездить, туда и ездим. Слава Богу, у нас было “Всероссийское театральное общество”, в скобочках - помощь бедным артистам. Это потом его лихие люди сделали "Союзом театральных деятелей". Каких деятелей? Кто такие эти деятели? Вот Табаков для меня - деятель. Он классный менеджер. Артист он очень плохой, я могу это сказать смело. Когда-то я был в него влюблен, когда он гениально играл в "Современнике". Прошли годы. И сейчас его наблюдать на сцене скучно. Выходит “Кот Матроскин”, делает ужимки, все ждут, что он сейчас еще что-то сделает, а он ничего не может давно уже. Поэтому идут фокусы. Это мое мнение.

- А между собой в коллективе артисты Малого уживаются дружно?

-Слава богу. В свое время, будучи молодым, я поработал в "Театре на Таганке". Поработав полгода, я понял, что это не для меня. По целому ряду причин. Во-первых, я никогда не мог понять такую вещь. Вот сцена, фойе, зрители ходят, садятся даже в приличные кресла… А за кулисами - какие-то клетушки для зверюшек. И там бедные артисты бьются задом о стены и не имеют возможности даже вымыть лицо. Чего-то там для этой сцены готовится… А потом артисты выходят и играют: вот де я такой… Это и у вас также, в театре Слонова.
А я, когда учился в Щепкинском училище, понял, что если ты себя уважаешь, тебе должны дать чистую рубашку и чистые носки, чтобы ты вышел на сцену.  Тогда ты не врешь на сцене и чувствуешь себя достойно.
Как бедный, несчастный артист может сыграть Гамлета, если он голоден?
Вот в нашем Малом театре все достойно.

- Вы преподаете студентам. Какие они?

-Недоученные, неграмотные, не знают никого и ничего. И это ужасно. Они, грубо говоря, неконкурентноспособные. Сейчас становится абсолютно ясно, что продать наше искусство на  Запад нельзя. Там и так ничего нашего не любят. Но, все-таки, то, чего нет у них, и что у нас на приличном уровне, они покупают. Например, такой бренд, как Станиславский. Вот, ни у кого в кабинете у нас в стране нет его портрета. А у Дениро - я был у него дома - весит портрет Станиславского. Он сказал мне: "У вас такая великая театральная школа, что мы учимся по ней".

- Ваши два сына не связаны с актерской работой?

-Нет, я им запретил. Это очень трудная профессия. Один сын у меня художник-реставратор. Сейчас расписывает церкви, имеет большие связи в Патриархии.
А второй сын - тоже очень умненький, хитренький. Он - менеджер. Закончил МГУ, юрист, работает в компании, зарабатывает огромные деньги. И только сейчас понял, что деньги - это ничто. Он ездит на отдых, занимается спортом, бодрит себя, но это довольно скучно. Иметь деньги - это не самое главное.
Я вот пережил нечто такое, когда был участником Каннского фестиваля. Я понял, что такое американский артист в Каннах. Это у вас номер на восемь спален, ты приводишь сюда бабушку, дедушку, своих детей… Все тебе оплачивается. В любом ресторане Канн  ты имеешь право кушать и пить сам и со своими друзьями, количество которых не ограничено.
Я был в порядке в этой жизни, мог бы быть еще в большем порядке, мог бы больше сниматься… Но мне не нужны эти фильмы и не нужны эти тусовки. Что интересного в этой жизни? Взять актерскую профессию. Почему так много людей хотят быть актерами? Большинство ищет легкой жизни, славы, успеха… Но они ошибаются. Они этого не получат. Профессия актера требует большого труда и душевной отдачи. Но есть и своя прелесть. Если ты артист приличный, ты выходишь на сцену, ты владеешь залом и испытываешь нечто! Сидит тысяча человек, и все тебя любят. Это как в церкви. Это огромная энергетическая подпитка. А бывает и наоборот.  Но моменты удачи - непередаваемая вещь. Они бывают у всех актеров. За этот миг люди и борются.

- Что отличает актеров прежнего времени?


-Главное, что было в людях того поколения и в тех актерах, которые прошли войну, - они говорили правду, не врали. Сейчас большинство актеров нагло, трусливо обманывают. А чтобы обмануть, нужно удивить, поразить, вывернуть кишки… Мало кому можно сейчас верить, в кого влюбиться. Взять девочек в сериалах - они все на одно лицо, они  играют нечто.

- А сами в сериалах не снимались?

-Во-первых, у меня нет здоровья. И только по горькой нищете я этим занимаюсь.
Вообще же, если говорить о кино, нас так воспитали, что главное высокое искусство - это театр. Все относились к кино, как к заработку. А очень жалко, потому что кино - это великое искусство. Если б я относился серьезно к себе, я бы сыграл прекрасные роли в кино. У меня были возможности такие, о которых я даже говорить не буду. Я их сам спокойно потерял почему-то. Потому что был ужасный характер. Мне казалось, что завтра будет другое, инфаркт - с кем-то, но не со мной… А жизнь показывает - нет, люби и будь попроще. Относись к людям приличнее...

Категория: Интервью со звездами | Добавил: Bayramova (06.03.2009)
Просмотров: 1521 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]