MENU
Главная » Статьи » Интервью со звездами

Борис Клюев: «Мне больно за страну»
Посмотреть спектакли Государственного Академического малого театра в Саратове - безусловно, интересно. Такую уникальную возможность жители области получили благодаря вынужденным гастролям московской труппы по причине ремонта их здания. Наверное, это тот самый случай, когда слово "ремонт" не вызывает содрогания от развернувшихся широким фронтом  строительных баталий, пугающих обывателя. Ремонт Малого позволил актерам театра объездить всю Россию, показать настоящее классическое искусство многим регионам. Сами актеры, большинство которых имеют звание "Народный артист", являются носителями высокой культуры. Поэтому желание встретиться с представителями Академического театра и узнать, что думают ветераны сцены о культурной жизни людей за пределами московской кольцевой дороги (другими словами, жителей провинции), привело нас в Саратовский драмтеатр им. Слонова. За полчаса до начала спектакля "На всякого мудреца довольно простоты" нам удалось побеседовать с народным артистом России Борисом Клюевым. Помните агента иностранной разведки в телесериале "ТАСС уполномочен заявить"? Так вот это он, Борис Клюев. Интервью было незапланированным, и актера мы застали  в гримерке, где над ним уже трудился профессионал. Секунду спустя он к нам вышел: высокий, статный,  в белоснежной рубахе, кремовых штанах с лампасами и начищенных сапогах. Это сценический образ. Стоять рядом с народным артистом было волнительно. И не только потому, что Борис Клюев учился "театру" у великого Бориса Бабочкина. Клюев и сам сейчас - легенда. Так о нем говорят молодые коллеги.

 
-Борис Владимирович, год 2009-й будет для Вас троекратно юбилейным. Во-первых, Вам исполнится 65. Во-вторых, 40 лет Вашей творческой деятельности в Малом театре. И,наконец, 25 лет сериалу "ТАСС уполномочен заявить", где Вы сыграли две роли. Оглядываясь на прожитый отрезок времени, скажите: все было … как?

-Это так быстро пролетело! И все время в работе, в работе, в работе… Честно говоря, это было как-то даже незаметно. Но, оглядываясь назад и подводя определенные итоги, можно сказать, что я чего-то все же добился. Если объективно - многое сделано: более 130 ролей в фильмах, 40 лет в театре, 35 - в педагогике. Я ведь преподаю актерское мастерство в театральном институте.

 

-Почему театральные актеры, и Вы в том числе, не очень любите сниматься в кино?


-Кино - это совершенно другая профессия. Все дело  в том, что сыграть спектакль, который длится три часа, физически тяжело. А дубль в кино - самое большое занимает пять минут. И потом, там искусство монтажа, когда режиссер может вырезать и смонтировать сцену так или иначе. Я вам расскажу как Иру Алферову снимали в "Трех мушкетерах". Когда текст  просто весь вымарывали, а ее саму оператор поставил на голубой фон и куском фанеры обмахивал завитые локоны. Они развиваются, развиваются, а в фонограмме Миша Боярский тем временем поет "Констанция, Констанция…" А она глазками синенькими хлоп-хлоп-хлоп. Какое это искусство? Никакого искусства здесь нет. Это техника.
На сцену же ты выходишь к живому зрителю, регалии свои туда не потянешь. Ты или можешь это сделать - понравиться зрителю - или не можешь. Вот и все.

-У Вас день рождения 13-го числа. Как-то сказывается оно на Вашей судьбе?

 -Я, честно говоря, побаиваюсь этого числа. Но день рождения люблю, потому что это единственная возможность встретиться со своими друзьями. Мы так много работаем все, что это случается редко.

 -На пресс-конференции актеры сказали, что 3 - 4 года труппа ездит по России с гастролями. И вам представилась возможность увидеть самолично регионы, как говорят москвичи. Какой же перед вами предстала Россия?

-Ужасной. Мне ужасно неприятно, честно сказать. Мне больно за страну. Такая большая великая страна, которая столько человечеству дала, живет в нищете! Но, самое главное, что мне обидно - народ ленивый. Ничего не хотят делать. Они нигде не работают, потому что работы нет, и пьют. Смотришь - забор около дома почему-то повален, где-то что-то отбито… Ну возьми - у тебя руки есть - подойди, постучи. Кстати, и здесь тоже самое: я по некоторым улицам Саратова иду, смотрю и не понимаю - что же такое?!

 
-Раньше люди ехали покорять Москву, а сейчас едут зарабатывать. Вы как на это смотрите?

-Я к этому отношусь нормально. Так всегда было и будет. Раньше было лимитчики, сейчас другие люди приезжают. Их дети уже становятся москвичами. Безусловно, человеку, который вырос в Москве, знает все улицы, у которого миллион друзей школьных, студенческих, других - ему легче. Он более ленивый, более вальяжный. А приезжему все это приходится осваивать, что довольно непросто.
Тем более, сейчас любой журнал открой и там видно как люди живут. Но я считаю, что это безвкусица. Это никакого отношения не имеет к богатству. В этом смысле я за старую добрую Англию. Мне там нравится уклад, традиции. Я вообще считаю, что традиции нельзя разрушать. Там есть королева. Естественно, она на жизнь не влияет никак. Но она есть, она существует, существуют праздники. Англичане гордятся и любят свою королеву. И удивительный там порядок. Почему все наши богатые люди живут в таком районе как Челси в Лондоне? Только потому, что там нет чиновников. Любую бумагу тебе можно сделать за два часа.

-Значит, долой чиновников?


-Я вот что думаю. Мы проехали сейчас Астрахань, Волгоград, Саратов. Если бы люди организовались, если бы мэр был заинтересован в этом, собрал бы деловых людей - все бы сделали! А тут такое безразличие! Я летел в Волгоград на самолете и разговорился с девушкой. Она согласилась: "Конечно, у нас все это плохо. Но о чем говорить, если у нас уже второго мэра сажают?"
В Москве, понятно, что много чиновников, коррупция… Но здесь-то, на местах, очевидно можно какие-то вопросы решать. Ну, дороги-то можно сделать?

 -То есть, между Москвой и регионами  контраст жуткий?

-Естественно, Москва очень дорогой город.

 -На пресс-конференции было озвучено, что, судя по Волгограду, можно сказать, что рухнули мы здорово, в том числе и в культуре. Как считаете - поднимемся когда-нибудь? Вы на своем месте сумеете как-то помочь?

 -Я это делаю и как педагог, и как актер. Я всегда и везде подчеркиваю, что должна быть культура, что недопустимо разговаривать матом со сцены. Ведь сейчас даже на сцене МХАТа у вашего любимого Табакова идет 20 минут мата! Это как такое может быть? Это никакого отношения к искусству не имеет!

Или вот пример. К нему в театр пришла Рената Литвинова. Играла "Вишневый сад". Я 15 минут посмотрел и вышел. Меня перехватила репортер и удивилась: "Вы что, уходите?" "Да, я ухожу. Я профессионал. И не могу это смотреть. Я вас проведу в училище и покажу, как люди поступают, учатся, как потом учатся в театре всю жизнь, чтобы быть настоящим артистом. А тут взяли со стороны. Рената Литвинова - не актриса. Для меня смотреть такую игру оскорбительно. Вы же не пойдете не прием к самодеятельному гинекологу, который недавно был мясником?" Здесь коммерция решает все.

 -А как относитесь к тем реалити - шоу, которые растлевают молодые души, насаждаютвредную идеологию?

 -Раньше было такое понятие, как "Художественный Совет". А сейчас, если ты достанешь деньги, можешь все что угодно делать.
Вы очень точное слово подобрали - растление. Сейчас идет абсолютное растление молодежи. И тому, кто создает эти проекты, не желал бы, чтобы их ребенок смотрел это  по телевизору.

Вы сейчас снимаетесь в "Сердцеедках"?

 -Да, я там играю пару с Татьяной Васильевой. Мы уже с ней во втором сериале снимаемся. У нас очень хорошая пара получилась, смешная.

 -А что с "Колчаком"?

 -С "Колчаком" получилось просто неприлично. Меня утвердили самым первым. Через полгода позвонили и сказали, что съемки перенесли. А потом уже не знали, что и сказать. Полтора года непонятная ситуация.
А вот завтра  у меня съемки в медицинском сериале, где я буду играть главного врача. Этим буду занят три летних месяца. Потом улечу в Алма-Ату на корпоративный концерт. Там я буду читать. В советское время у меня целая программа была на два отделения. Сейчас читаю в основном Аверченко. Потому что люди, которые приглашают артиста из Москвы на свой юбилей, хотят, чтобы это было весело, а не просто узнаваемое лицо. Я читаю рассказ "Старческое", который идет 15 минут.

 ... Прозвучал первый звонок. Вереница любителей театра потянулась … в буфет (это тоже неотъемлемая часть культурного мероприятия). Нам ничего не оставалось, как отпустить народного артиста. Расстались довольные друг другом. И тому подтверждение - запись Бориса Клюева в нашем "походном" блокноте для автографов. Теперь, когда мы будем встречаться с ним в телесериалах, сможем вновь ощутить ту  атмосферу, которая присутствовала при общении с очень интеллигентным, культурным, галантным Борисом Клюевым, человеком Настоящего искусства.

Категория: Интервью со звездами | Добавил: Bayramova (27.02.2009)
Просмотров: 4323 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]